Ключевые слова: коучинг, эффективность коучинга, трансформационное обучение, техники коучинга, нейрологические уровни, логические уровни обучения, Тимоти Голви, осознанность, метафора в коучинге, трансференция, диалектика
Трансформационное обучение

Эффективность коучинга и способы ее повышения (начало)

Коучинг — одно из направлений практической психологии, которое развилось благодаря интеграции техник спортивного тренерства, краткосрочной целеориентированной терапии, НЛП и трансформационного обучения.

В данной статье разбираются основные принципы коучинга и рассматриваются приемы коучинга, которые могут быть использованы для повышения эффективности коучинга как практикующими коучами, так и другими специалистами в области развития человеческого капитала.

Ключевые слова: коучинг, эффективность коучинга, трансформационное обучение, техники коучинга, нейрологические уровни, логические уровни обучения, Тимоти Голви, осознанность, метафора в коучинге, трансференция, диалектика.

Введение

Коучинг не учит, а помогает учиться.

Тимоти Голви

Коучинг — одно из направлений практической психологии, которую некоторые исследователи причисляют к психологическому консультированию, хотя споры на эту тему ведутся постоянно[1].

Развитие коучинга в ХХ веке началось благодаря Тимоти Голви, который разработал новый подход к теннисным тренировкам, основанный не на различении «правильного» и «неправильного» в сочетании с директивными указаниями, а на открытии внутренних ресурсов человека, его способностей, его собственного уникального способа играть в эту конкретную игру.

Идеи Голви в дальнейшем развил Джон Уитмор, Майлз Дауни и другие теоретики и практики коучинга. Одно из современных определений коучинга звучит так: «Постижение внутренней игры человека, его уникальности и всего, что ее сопровождает, в сочетании с навыками и моделями внешней игры, — в этом суть эффективности коучинга»[2] .

Вопрос «как измерить эффективность коучинга» до сих пор остаётся очень дискуссионным[3] и практических исследований на эту тему крайне мало. Данная работа имеет своей целью краткий обзор некоторых существенных моментов коучинговой практики, которые, по мнению большинства авторов, влияют на её эффективность в целом.

Часть 1. Основные принципы коучинга

Для лучшего понимания принципов коучинга необходимо обозначить его основания. Джон Уитмор ставит в основу коучинга повышение осознания и ответственности клиента коуча (будь то один человек, группа или команда), и уже из этих принципов выводит конкретные техники работы. Осознание в его терминологии можно определить как качество и количество входящей информации, которую воспринимает человек.

Осознание

«Осознание — это не только необходимость смотреть и слушать… это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Эта способность включает в себя понимание систем, динамики, взаимосвязи фактов и людей и, безусловно, в какой-то степени психологии. Осознание включает в себя и самоосознание: в частности, определение того, как эмоции и желания самого человека сказываются на его восприятии и когда». Осознание освобождает человека: «Я способен контролировать только то, что осознаю. То, что я не осознаю, контролирует меня»[4].

На повышение осознания направлена, например, базовая коучинговая техника открытых вопросов, которые позволяют человеку самому собрать необходимую ему информацию из окружающей среды, а не опираться на сторонние оценки, указания или диагнозы. Этой точки зрения придерживается и Дж. К. Смарт: «Не бывает конструктивной критики. Обратная связь сводится к наблюдениям, а не к осуждению»[5]. Таким образом, за счёт снижения влияния неосознаваемых факторов и помех и более качественной обратной связи повышается эффективность действия.

Ответственность

Ответственность, по словарному определению — готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Принятие человеком ответственности, по мнению Уитмора, тоже создаётся и укрепляется с помощью именно открытых вопросов, а не прямых указаний или косвенных внушений. «Ответственность требует выбора. Выбор подразумевает свободу». Повышение уровня ответственности также приводит к большей эффективности действий человека. Об этой задаче коучинга говорит и Томас Дж. Леонард: «коучинг — это не о том, чтобы делать клиентов подотчётными, а о том, чтобы делать их ответственными»[6].

Другие принципы коучинга

Принцип о карте реальности даёт коучу возможность принимать любую картину мира клиента, не ведя с ней мысленного спора и не пытаясь (в идеале) вписать клиента в свою картину миру (о минимизации проекции и трансференции см. подробнее ниже). Таким образом, работа коуча становится мета-рациональной: он работает не с тем, что именно человек думает, а с тем, как он думает, насколько это ему помогает (либо мешает) в осуществлении его задач и планов.

Принцип о позитивности намерений и оптимального движения к цели также работает на принятие карты реальности и раскрытие потенциала. Этот принцип предполагает, что каждый человек стремится достичь своих целей наилучшим возможным для себя образом. Соответственно, для того, чтобы он мог достигать их быстрее и лучше, он может видоизменить свою карту реальности таким образом, чтобы стали возможными другие способы, более лёгкие и быстрые.

Майлз Дауни приводит такую формулу эффективности:

Потенциал минус Вмешательство равно Результативности[7].

Таким образом, можно сделать закономерный вывод, что результативность процесса коучинга слагается из раскрытия потенциала и минимизации разного рода «вмешательств» (помех, шума, искажений и т. д.) как у клиента, так и у коуча. Рассмотрим более подробно некоторые техники коучинга, способствующие расширению и углублению осознания клиента и максимально полному раскрытию его внутреннего потенциала. Для удобства они схематически разделены на «внешние» (в большей степени относящиеся к форме взаимодействия коуча с клиентом) и «внутренние» (относящиеся в большей степени к «внутренней игре» коуча).

 


[1] См., например, Campbella M. A., Griffiths K. Preliminary evidence in the debate between life coaching and counseling // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008, 1(2). Pp. 164–175.

[2] Дауни М. Эффективный коучинг. М.: Добрая книга, 2008. С. 254

[3] Linley P. A. Coaching Research: who? what? where? when? why? // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. 2006, Vol. 4, No.2 Pp. 1-7.

[4] Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. C. 40

[5] Смарт Дж. К. Коучинг, на пути к успеху. СПб. : Нева, 2004. C. 35

[6] Leonard Th. J. Simply Brilliant. Colorado: Coach U Press, 1999. P. 25.

[7] Дауни М. Указ. соч. С. 230.

comments powered by HyperComments

Об авторе

Александра Притворова

Просмотреть все сообщения