У женщины сын ел слишком много сладкого, и она никак не могла отучить его от этой привычки. Она попросила помощи у одного авторитетного священника. Священник велел им прийти через две недели. Они пришли через две недели, но он не стал с ними говорить, а велел прийти еще через неделю. Они пришли в указанный срок, священник сказал мальчику, что не надо есть слишком много сладкого — и мальчик полностью избавился от своей привычки. Женщина пришла к священнику и спросила у него, почему он в первую встречу не поговорил с мальчиком. Священник ответил: «Я сам ел слишком много сладкого и не обращал внимания на эту привычку. Я думал, что мне хватит двух недель, чтобы от нее избавиться, но не справился, мне понадобилась еще одна неделя».
Терапевт и коуч может очень легко попасться в ловушку для родителя. Ловушка эта называется «делай как я говорю, а не так, как я делаю». Чем это опасно и почему важно?
В книге «Фрикономика» есть симпатичное исследование о том, как дети читают и почему. Автор приходит к не новому, но освежающему выводу: дети ведут себя не так, как родители говорят им, но так, как родители сами ведут себя.
Что это значит на языке фактов? Если родители читают, дети читают. Если родители занимаются спортом и музыкой, дети занимаются спортом и музыкой. Если родители ругаются, дети тоже конфликтуют. И так далее. Можно отнести это к воспитанию, можно к зеркальным нейронам, но факт остается фактом.
И это же самое, хотя и в более мягкой форме, верно для коучей и терапевтов. Потому и говорят, что терапевт должен быть сам по себе «подраненным, но подлеченным» — чтобы при случае иметь возможность всем собой искренне сказать «Не стоит есть так много сладкого», весть о болезни и излечении, о проблеме и успешном решении.
Эриксон смог фактически пройти через смерть, а потому большая часть человеческих задач давалась ему легко и непринужденно. Фрейд сам прожил — и преодолел — груз инцестуальных переживаний и семейных сверх-ожиданий, оттого мог помогать людям переходить эту реку вброд. И так со многими, почти со всеми великими врачами и целителями. Каждый из них работает преимущественно собой. Тем, что он пережил и через что прошел. Хотя он может ни слова об этом не говорить (хотя Витакер утверждал, что использование разговора о событиях жизни терапевта может быть очень и очень терапевтичным).
Потому так прав учитель дзен. Хотя необязательно быть экспертом в жизни клиента вместо него, важно иметь опыт, который может послужить базой, аналогией, метафорой. Опыт свершения, изменения, преодоления, выздоровления. И это самое важный инструмент и коуча, и терапевта, и любого врача.
Чем бы он ни работал, он всегда работает самим собой.
comments powered by HyperComments