Психо спам что делать
Психоспамеры, психоспам

Психоспам: я на Вас не подписывалась!

Есть одна не очень любимая мною категория людей. Которые приходят — в комментарии или в живое общение — и начинают вести себя так, как будто мы триста лет знакомы. Подождите-подождите, говорю я себе, а мы вообще знакомы? Пили на брудершафт, растили детей, может, ели вместе соль, орешки и водоросли? Нет, вроде бы ничего такого не было. Но при этом люди продолжают вести себя так, как будто имеют право — давать советы и рекомендации, судить и награждать, хвалить и порицать, казнить и миловать.

Недавно за разбором почтового ящика мне пришла в голову хорошая аналогия. Эти люди — те же спамеры. Прикрываясь некими мифическими отношениями, которые у нас уже якобы существуют, они пролезают туда, где их вообще-то никто не звал, не ждал и куда их никто не приглашал.

Но по верованиям многих народов, даже нечистой силе требуется приглашение. Почему же тогда психоспам влезает без спроса в незакрытое окно?

У меня есть гипотеза, что если уж они появляются, я все равно их явно или неявно приглашаю. У моей любимой подруги и коллеги Маши Плахотник есть хорошая история на эту тему. Представьте, что к Вам на улице подходит человек и говорит «Вы знаете, у Вас на спине пятно белое» — Вы наверняка начинаете оглядываться в поисках зеркала — а тут он добавляет «И волосы зеленые!». Здесь, предполагаю, Вы уже задумаетесь, а стоит ли искать зеркало?

Представим себе другую ситуацию: на работе к Вам подходит новый начальник и говорит «Надежда, Вы в прошлом месяце показали отвратительную продуктивность и плохое качество работы» — что Вы будете делать в этот момент? представьте на минутку — а потом вдруг он добавляет «И волосы у Вас зеленые!» — и что теперь Вам видится хорошим действием?

История эта еще и о том, что карта всегда не территория . Ни Ваша собственная, ни чужая. В первом случае, когда человек говорит Вам о белом пятне — Вы скорее всего ищете зеркало или витрину, чтобы составить свое собственное мнение, верно? Или хотя бы чтобы уточнить положение пятна. Но «зеленые волосы» — это уж точно выпадает из Вашей карты мира слишком далеко, правда? Это практически ни при каких условиях не может быть правдой — в Вашей картине мира. Соответственно, вызывает сомнения — а нужно ли вообще верить человеку, который это говорит?

В случае с начальником, конечно, ситуация другая и разные механизмы задействованы, в том числе отношения власти, подчинения и все такое прочее. Но по сути — чем эта ситуация принципиально отличается от ситуации на улице?

Вот другой человек, вот его карта — конечно, она другая, чем у Вас! Но почему обязательно она должна быть правдивей или точнее, чем Ваша собственная? А вдруг к нему просто подошел с утра человек-дальтоник и убедил в том, что Вы в прошлом месяце плохо работали — да еще и волосы у Вас зеленые?

Я это не к тому, что обратную связь каждого начальника нужно делить на 10, хотя во многих случаях это полезно. А к тому, что для того, чтобы чья-то сторонняя критика (или обратная связь) «попала в цель», нужно, чтобы она была возможна в моей карте. Вполне может статься, что начальник, который подойдет и скажет «Александра, Вы в прошлом месяце изумительно работали», тоже не «поместится» в мою карту реальности — и моей работы. И если в моей карте нет «изумительности», этот посыл пройдет мимо ушей — либо я начну уточнять, что имеется в виду. А если нет «низкой продуктивности и плохого качества» применительно к себе — то и этот посыл для меня потребует уточнений и критериев.

А уточнение критериев — вообще вещь очень полезная. Как в работе, так и в личных отношениях, так и во внутреннем развитии.

Но об этом поговорим в следующий раз, а сейчас позвольте вернуться к спамерам. Есть ли у Вас критерии, кого Вы выкидываете из почтового ящика? Кого Вы слушаете, а кого — не слушаете? Какая обратная связь полезна для Вашего развития и многогранности представления о мире — а какая не очень-то? Если таких критериев нет, то Вы рискуете всю жизнь пробарахтаться на волнах чужих мнений, так и не успев доплыть туда, куда Вам нужно было успеть доплыть за эту жизнь (куда это, кстати?). Ведь общеизвестно (и общепонятно), что чем больше и острее человек делает, в любой области, будь то политика или психология, тем больше критики («других карт» или «карт других») его деятельность привлекает.

Я внесу еще два уточнения. Во-первых, любая карта имеет право на существование. Если она у человека есть, значит, она ему зачем-то нужна. Но Вам она может быть в данный конкретный момент совершенно ни к чему. Смешивая метафоры, зачем Вам семерка пик, если у Вас сейчас «стрит» на червах?

Во-вторых, любая карта может оказаться полезна — важно знать в какой момент и сейчас ли этот момент. Можете ли Вы себе сейчас позволить доводить свой продукт до совершенства — или Вам нужны первые продажи, чтобы покрыть аренду офиса? Многие стартапы прогорали именно на этом вопросе. Или, например, есть ли возможность в кризис думать о душе — или, наоборот, кризис это и есть возможность подумать (и поделать) о душе, долгосрочных целях и жизненном предназначении, о котором в «сытые» времена думать нет ни времени, ни сил?

Время имеет значение. И это почти единственный ресурс, который никогда не возвращается в том же виде.

И вполне может быть, что люди, которые претендуют на Ваше время, силы, деньги и нервы — совершенно не имеют такого права. Просто потому, что Вы на них и их психоспам не подписывались. Ну а даже если и подписывались — подписку ведь всегда можно так или иначе отменить, верно?

С уважением,
Александра,
коуч талантов и возможностей

comments powered by HyperComments

Об авторе

Александра Притворова

Просмотреть все сообщения