Способы повышения эффективности коучинга
Как повысить эффективности коучинга

Эффективность коучинга и способы ее повышения (завершение)

Коучинг — одно из направлений практической психологии, которое развилось благодаря интеграции техник спортивного тренерства, краткосрочной целеориентированной терапии, НЛП и трансформационного обучения.

В данной статье разбираются основные принципы коучинга и рассматриваются приемы коучинга, которые уже доказали свою полезность и могут быть использованы для повышения эффективности трансформационного обучения как практикующими коучами, так и другими специалистами в области развития человеческого капитала.

Ключевые слова: коучинг, эффективность коучинга, трансформационное обучение, техники коучинга, нейрологические уровни, логические уровни обучения, Тимоти Голви, осознанность, метафора в коучинге, трансференция, диалектика.

Часть 1. Основные принципы коучинга.

Часть 2. «Внешние» техники коучинга

Глава 3. «Внутренние» техники коучинга

Безоценочность

Безоценочность — это альфа и омега процесса коучинга, здесь сходятся все его теоретики и практики. Как пишет Тимоти Голви, «Если после ударов игрока мячи летят в аут, я готов это подтвердить и даже показать причину, почему так происходит. Но это не дает никакого права объявлять его бэкхенд «плохим» ударом, а его самого — «плохим» игроком. Стоит мне произнести эти слова, как я сразу спровоцирую напряженность в процессе обучения… Суждения ведут к напряженности… Удар проходит гладко, когда тело расслаблено, а расслабленности можно достичь только тогда, когда вы принимаете свои удары такими, какие они есть»[1]. Этому же принципу и следует Уитмор: «не говорите баскетболисту, что он промахнулся, от этого ему станет только хуже…. Описание идет на пользу, а критика обычно отвлекает»[2].

Можно предположить, что вера в потенциал человека, как всякая импликация и пресуппозиция, самореализуется. Если коуч подлинно верит в способности человека, эта вера проявляется во всём: в его речи, в формулировках его вопросов, в телесных проявлениях, во всём его поведении.

Дауни уточняет, почему так важно для коуча сохранять нейтральность в оценке событий и взвешенную осознанность относительно происходящего: «Люди сами несут ответственность за результаты, которых достигают в жизни. Эффективный коучинг — это сочувствие, но он не прячется от действительности, напротив, он пробуждает осознанность и оставляет ответственность за игроком или сотрудником»[3].

Использование карты мира клиента

«Карта мира» — термин из нейро-лингвистического программирования, но сам по себе подход основывается на гуманистической психологии Карла Роджерса и подходе Милтона Эриксона, который всегда сам шёл «к клиенту с задачей контакта в его модели вместо того, чтобы ожидать, что клиент придет к нему»[4].

В коучинге часто используют лишь необходимые элементы подстройки к картине мира: так называемые «ценностные слова», подстройка по модальностям, использование образов и слов клиента, тогда как в эриксоновском гипнозе (и наследующем ему НЛП) существует более широкий выбор средств «настройки» на другую картину мира. Такая «настройка» многократно углубляет взаимодействие клиента и коуча и делает его гораздо более эффективным.

Для коуча важно не столько конкретное содержание мышления, сколько сам его способ: «Коучинг — это «прослушивание» процесса мышления человека. Самое важное в работе коуча — уметь хорошо слушать. Эффективный коучинг на рабочем месте создает для клиентов своеобразное зеркало, чтобы они могли увидеть свой собственный процесс мышления. Как коуч, я не слушаю содержание того, что говорит клиент, поскольку я пытаюсь «услышать», как он думает, а также то, как сосредоточено его внимание и как он определяет ключевые элементы ситуации»[5] .

Использование коучем карты мира клиента помогает клиенту реализовать его потенциал наилучшим образом[6] — за счёт использования его собственных внутренних ресурсов, а также отсутствия затрат времени и энергии на освоение новой картины мира (например, картины мира коуча).

Минимизация проекции и трансференции (осознание особенностей клиента)

Мысль Тимоти Голви о сосредоточении на настоящем моменте актуальна как для клиента, так и для самого коуча. «…практически невозможно что-то хорошо рассмотреть или прочувствовать, если Вы в этот момент думаете, как вам нужно двигаться. Забудьте о том, что нужно, и сживитесь с тем, что есть»[7]. В компетенциях Международной Федерации Коучинга это называется «глубинным слушанием», авторы «Коактивного коучинга» описывают это как «третий уровень слушания», слушание «…на все 360 градусов… Третий уровень включает все, что Вы можете заметить с помощью ваших органов чувств: что Вы видите, слышите, чуете и ощущаете — тактильные ощущения в той же степени, что и эмоции… Этот уровень слушания иногда называют слушанием окружающего мира. Коуч фиксирует температуру, энергетический уровень, освещенность и темноту, причем и буквально, и фигурально. Клиент брызжет энергией или закрыт? Он спокоен, присутствует в ситуации полностью или же не совсем, или жестко себя контролирует? Все это можно узнать на третьем уровне. Коуч должен научиться доверять своим чувствам в этом вопросе и всегда может спросить клиента: «Мне кажется, что вы находитесь в очень темном месте. Это действительно так? Что происходит?»[8].

А вот как пишет о начале коуч-сессии Дэвид Клаттербак: «Я прошу клиента подумать минуту или две о том, какой он хотел бы чтобы между нами произошёл  разговор — и какого в результате этого он хотел бы разговора с самим собой. Ключевой момент — … моё желание экспериментировать вместе с ними, с целью найти самый эффективный способ ведения этой коучинговой беседы»[9].

Уитмор пишет, что «психологические процессы, которые должны научиться распознавать и минимизировать все те, кто учит, тренирует или руководит другими, называются проекцией и трансференцией. Проекция означает восприятие, или постижение, в другом человеке своих собственных положительных и отрицательных черт и качеств. Трансференция — это перенос паттернов поведения и чувств, изначально пережитых со значимыми личностями в своем детстве, на тех людей, с которыми мы имеем отношения в настоящем»[10].

В качестве средства адекватно справиться с такого рода психологическими механизмами он предлагает делегирование полномочий клиентам и тщательное задавание вопросов на обратную связь, в том числе о том, что хотелось бы изменить в самом процессе коучинга, каким образом можно сделать его более эффективным.

Здесь также уместно вспомнить о «стратегии не-знания»: «Милтон Эриксон утверждал, что он, работая с клиентом, всегда пересматривал и перепроверял все свои пресуппозиции. Два ли глаза у клиента (у него может быть стеклянный глаз)? Две ли у клиента руки (если клиент носит перчатки, у него может быть протез)? Все ли волосы клиента его собственные (а вдруг это парик)? И так далее. Всемирно известный целитель и преподаватель Моше Фельденкрайс утверждал: «В каждом случае я начинаю работу как будто в первый раз и задаю себе больше вопросов, чем когда-либо задавал мне любой из моих помощников или критиков»[11].

Таким образом, чем полнее и точнее коуч настроен на данного конкретного клиента, чем меньше его личное «вмешательство», тем эффективнее процесс коучинга в целом.

Критический отбор техник и подходов

В своей статье «Осознанный коуч»[12] Дэвид Клаттербак пишет, что сегодня очень многие коучи развивают свою практику в рамках лишь одной теории, например, гештальт-терапии или НЛП. И хотя они могут использовать самые различные техники, но тем не менее есть определенная ловушка в предположении, что одна теория наилучшим образом подходит для всех клиентов. Далее он резюмирует, что критическая рефлексия по поводу своей практики —- одно из самых главных средств повышения эффективности коучинговой практики — и что самые эффективные коучи, как правило, не столько наследуют какой-то одной философии, сколько развивают свою собственную, постоянно расширяя ее и прорабатывая.

Таким образом, фокус внимания эффективного коуча смещается с техник, процессов или даже собственно целей клиента на само пространство взаимодействия («Достаточно ли мы оба расслаблены, чтобы позволить проблеме и решению проясниться наилучшим образом? Нужно ли мне применять какую-то технику или процесс? И если нужно, то какая из многих известных мне наилучшим образом подойдет к данному конкретному контексту клиента?»[13]), на целостное восприятие клиента и глубинное удивление всем его проявлениям.

Диалектическое восприятие коучинга

Что есть духовность, как не постоянное расширение перспективы?

Пробуждение, опыт суфиев.
Пир-Вилайят-Инайят-хан

Есть определенного рода парадокс в работе коуча, который, с одной стороны, должен быть предельно настроен на клиента и минимально задействовать свои «личностные» черты в коучинге, а с другой стороны, является личностью и только в таком качестве и может являться эффективным коучем.

Джон Уитмор высказывается на эту тему недвусмысленно: «Самим фактом своего присутствия Вы оказываете воздействие. Содержание коучинга составляют желания клиента, но контекст организуется в присутствии коуча. Поэтому если моё видение в достаточной мере глобально и духовно, я буду задавать другие вопросы, даже о каких-то обыденных вещах. Моё присутствие оказывает воздействие и я должен быть в этом вопросе честен. Поэтому, чтобы соответствовать, нам необходимо отдавать себе полный отчет о том влиянии, которое мы оказываем, и не делать вид, что его не существует»[14].

Таким образом, личность коуча является для процесса коучинга одновременно и «вмешательством», и «потенциалом». Например, еще одним подтверждением того, что для изменения необходимым условием является взаимодействие, является мысль Лотмана «Смыслообразование не происходит в статической системе. Для того чтобы акт этот сделался возможным в коммуникативную систему должно быть введено некоторое сообщение… акт творческого сознания — всегда акт коммуникации, то есть обмена. Творческое сознание можно в этом свете определить как такой акт информационного обмена, в ходе которого исходное сообщение трансформируется в новое. Творческое сознание невозможно в условиях полностью изолированной, одноструктурной и статической системы»[15].

Можно предположить, что два этих полюса и образуют ту необходимую оппозицию коучинговой работы, которая даёт синергетический эффект коучинга. Вот как об этом пишут авторы «Коактивного коучинга»: «Два аспекта жизни — бытие и действие — образуют занимательную антитезу. Действие — это нечто сконцентрированное, направленное, намеренное. Бытие — это то, что просто погружает человека в поток жизни. Действие связано с понятиями новизны, созидания и ответственности; бытие просто позволяет чему- то свершиться, отпускает или принимает то, что уже есть. Действие форсирует события, чтобы они развернулись некоторым определенным путем; бытие находится в гармонии с потоком жизни. Чтобы подход к коучингу — и к жизни — был полным, он должен уделять внимание обоим этим аспектам. Коуч должен уметь как бы одновременно нести в руках и воду, и огонь»[16].

Заключение

Итак, краткий обзор основных коучинговых принципов и техник и способов повышения их эффективности позволяет предположить, что основными способами повышения эффективности коучинга являются: повышение осознанности коуча, расширение набора используемых техник, общее повышение уровня его осознанности, критический подход к своей практике, организация детальной обратной связи и минимизация проекций, трансференций и других неосознанных психических механизмов и процессов.

Коучинг — сложная практика, нуждающаяся в постоянном развитии и совершенствовании, как теории, так и практики, как клиента, так и самого коуча. Только при этом условии будет становиться всё более эффективным процесс коучинга, и всё более очевидным — тот самый синергетический эффект, который часто называют «магией коучинга».


[1] Гэллуэй (Голви) У. Т. Указ. соч. С. 29.

[2] Уитмор Дж. Указ. соч. C. 66.

[3] Дауни М. Указ. соч. С. 256.

[4] Бэндлер Р., Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. СПб: Прайм-Еврознак, 2007. С. 118.

[5] Голви Т. Работа как внутренняя игра. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 174.

[6] Дилтс Р. Указ. соч. С. 66.

[7] Гэллуэй (Голви) Т. Указ. соч. С. 121.

[8] Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Указ. соч. С. 152.

[9] Clutterbuck D. Coaching reflection: the liberated coach // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2010. №3:1. P. 76.

[10] Уитмор Дж. Указ. соч. С. 53.

[11] Дилтс Р. Указ. соч. С. 124.

[12] Clutterbuck D. Op. cit. Pp. 73-81

[13] Clutterbuck D. Op. cit. P. 78. Схожую теорию — «находиться в бытии, а не в делании» — излагает на своих вебинарах и тренинга российский коуч-тренер Станислав Гринберг.

[14] Bachkirova T., Kauffman C. The evolution of coaching: an Interview with Sir John Whitmore // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008. №1:1. Pp. 11-15.

[15] Ю. М. Лотман. Феномен культуры. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М., 2009 г. C. 140.

[16] Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Указ. соч. С. 204.

comments powered by HyperComments

Об авторе

Александра Притворова

Просмотреть все сообщения